В «Паутине» нашёл ироническое продолжение поэмы «Мэри Глостер», но мало деталей и закольцованных линий. Захотелось протянуть ниточку сюжета до наших дней и притянуть её к современникам. Сидя в очередях к врачам, «нанизывал бусинки» на разные ниточки. А однажды ночью приснился дым по воде, а дальше уж рукой подать… Решил создать такой «Литературный квест». Понравится ли Вам – не знаю, но я повеселился, пока писал. Все ли заложенные совпадения Вы разгадали? Всех ли старых знакомых узнали?
В тексте упомянуты напрямую подробно или вскользь как реальные люди (достаточно известные для человека с высшим образованием – кроме двоих наших друзей), так и литературные персонажи (Ооочень известных) литературных произведений. Сможете назвать исторические личности и литературные персонажи, название произведений и их авторов?
Тайна клипера «Мэри Глостер»
Действие романа разворачивается в конце 19-го века, когда путешествие из Бристоля на Яву или Суматру занимало шесть – восемь недель или около того. И, несмотря на то, что океаны уже бороздили могучие пароходы, развивавшие скорость 25, а то и 30 узлов, герой нашего романа, Ричард Глостер, отправляется в путешествие на борту старого парового клипера. На таких быстрых красавцах в 30-х годах уходящего века возили чай из Китая и пряности из Индонезии. Подставив все свои паруса океанским ветрам, они мчались, срезая волны, и палуба их никогда не просыхала от воды. Но теперь подобные корабли разве что в музее сыщешь. Кстати – случайно или нет – этот старый корабль – однофамилец нашего героя. Его название «Мэри Глостер».
«Мэри Глостер» по старой привычке после долгого отдыха на верфи несется вперед на всех парусах. Но вид у этого корабля все же немного музейный. Всё свежевыкрашено, все блестит, вся медь надраена до блеска, флаги и вымпела развеваются на ветру, команда чистенькая нарядная – как на парад идут. Пассажиров на корабле немного – всего двое.
Одного из них мы уже знаем, это сэр Ричард Глостер. Здесь автор сделает длительное отступление, чтобы познакомить читателя поближе с Ричардом Глостером.
Сэру Ричарду немного за тридцать. Благодаря полученному наследству, человек он весьма обеспеченный. Одет сэр Ричард изыскано и по последней моде, как и полагается баронету Британской Империи. Сэр Ричард женат на леди Анне Эмилии Спенсер-Черчилль, дочери пэра Англии Джона Уинстона VII герцога Мальборо, графа Сандэрленд, маркиза Блэндфорд. Леди Анна – правительница гардеробной королевы Виктории. Характер она унаследовала от своей пра-прабабушки Сары Черчилль, I герцогини Мальборо, фаворитки королевы Анны. (Чуть не потерявшей все свои привилегии всего лишь из-за стакана воды…) Детей у титулованной пары, к сожалению, нет.
Сэр Ричард член элитного клуба «Рочестер», что на Пиккадили-Роуд. По четвергам он ужинает в клубе, а по пятницам играет в бридж со своими постоянными партнерами сэром Артуром, товарищем министра иностранных дел сэром Робертом Чилтерном и светским бездельником лордом Горингом.
Сэр Артур – старинный друг семьи Глостеров, ходивший с сэром Антони на китобое «Хоуп» в водах Арктики и на пароходе «Маюмба» у Западных берегов Африки. Сэр Артур магистр масонской ложи «Феникс», бакалавр медицины, но более известен как автор многочисленных романов и повестей, написанных под влиянием Эдгара По и получивших большую популярность в Англии. По количеству экранизаций цикл его рассказов уступает только «Трём мушкетёрам» Александра Дюма!
Посещал «Рочестер» и иностранный член клуба эксцентричный русский князь Пётр, сотрудничавший с Британской энциклопедией и много споривший с сэром Ричардом об английской литературе и утверждавший, что анархия – лучшее политическое устройство государства.
Под влиянием революционного князя сэр Ричард постарался улучшить условия жизни рабочих своих предприятий и даже познакомился с одним из лидеров британских социал-демократов, который однажды привёл сэра Ричарда инкогнито на заседание кружка русских революционеров, где очень эмоционально выступали пылкий молодой еврей Лев Бронштейн и лысоватый картавый Рихтер, которого другие русские называли «Старик» или «Ильич». Но фантазии этих мечтателей не заинтересовали сэра Ричарда.
Сэр Ричард обладатель обширной коллекции баварских расписных фарфоровых пивных кружек. На почве этого увлечения сэр Ричард познакомился в Лондоне с принцем Бакардии и его постоянной «тенью» - полковником Джеральдином. Как-то в октябре они посетили знаменитый мюнхенский пивной фестиваль. Там же в Мюнхене, в саду пивной Хофбройхаус, раздобрев от знаменитого баварского пива и исключительно только чтобы поддержать молодого щуплого австрийского художника с труднопроизносимой фамилией они приобрели несколько его акварелей, который благодарный Адольф снабдил замысловатой дарственной надписью и размашистым автографом. Эти пейзажи вместе с работами скандально известного (после ужасной истории с портретом его кисти, описанной английским писателем, имя которого теперь не принято упоминать в светских кругах) Бэзила Холлуорда украшают рабочий кабинет сэра Ричарда.
Когда в имении Глостеров пропала семейная драгоценность – голубой карбункул, сэр Ричард через одного из своих друзей, члена клуба Рочестер высокопоставленного чиновника Министерства иностранных дел сэра Майкрофта, познакомился с интересной парой – лондонским частным сыщиком (родным братом Майкрофта) и его помощником отставным военным врачом Джоном, которые совершив блестящее расследование, нашли великолепный камень.
Несмотря на молодость, сэр Ричард – профессор Оксфорда. Глостер преподает английский язык и английскую литературу. Вам, вероятно, кажется, что занятие это скучное и нестоящее? Именно так думал недавно скончавшийся отец сэра Ричарда, баронет и один из «властителей рынка», крупный судостроитель Британии – сэр Антони Глостер. Он, будучи человеком деятельным и предприимчивым, именно за это получивший от королевы титул баронета, постоянно выказывал недовольство своим единственным сыном, считая, что тот занимается ерундой и совсем не мужским делом. Может быть, - то и дело вопрошал старик, - поэтому Бог и не дал ему внуков? Род баронетов Глостеров прервётся на сэре Ричарде!
Второй пассажир корабля – французский профессор Жак-Элиасен-Франсуа-Мари, секретарь Парижского географического общества, член-корреспондент географических обществ Берлина, Бомбея, Дармштадта, Лейпцига, Лондона, Петербурга, Вены, Нью-Йорка, почетный член Королевского географического и этнографического института восточной Индии. Сей персонаж попал на борт «Мэри Глостер» совершенно случайно.
Он, будучи географом, биологом, ботаником, энтомологом, антропологом и этнографом, в дикой Аравию решил изучать бедуинские племена. Так сказать, изнутри. Но, видать, профессор, не слишком хорошо зная нравы этих племен, совершил какую-то прискорбную ошибку. В результате воинственные туареги тоже решили изучить профессора изнутри, и гнались за ним до самого Суэца. В Суэце профессор-беглец попросил убежища на первом попавшемся судне цивилизованной страны, каковым и оказался корабль «Мэри Глостер». Сэр Ричард не возражал против принятия на борт еще одного пассажира и, более того, был рад, что спас жизнь чудаковатому французскому учёному.
Французский профессор был высокий, сухощавый человек лет сорока. Он походил на длинный гвоздь с широкой шляпкой. Голова у него была круглая, крепкая, лоб высокий, нос длинный, рот большой и выдающийся вперед подбородок. Глаза скрывались за огромными круглыми очками. Лицо у него было умное и веселое. Видно было, что он говорун и очень рассеянный человек. На нем была дорожная фуражка, бархатные панталоны, той же материи куртка с бесчисленными карманами, которые были туго набиты всевозможными записными книжками, блокнотами, бумажниками, обут он был в грубые ботинки и кожаные гетры. Через плечо у него болталась на ремне подзорная труба.
После того, как «Мэри Глостер» прошла Суэцкий канал, ей предстоял еще очень длительный путь по Индийскому, а потом – ещё и по Тихому океану. С таким собеседником, настоящей ходячей энциклопедией географии, естествознания, биологии и энтомологии, сэру Ричарду будет нескучно.
Чудаковатый француз рассказал сэру Ричарду как он случайно оказался в компании двух англичан, отправившихся под водительством отважного авантюриста Аллана Квотермейна на поиски то ли брата сэра Генри Куртиса, то ли сказочных сокровищ библейского царя Соломона. Возвращаясь уже в Европу, профессор, со свойственной ему рассеянностью, отстал от своих товарищей и непременно погиб бы в пустыне, но был подобран бедуинами. Жизнь племени туарегов, пиратов пустыни, заинтересовала профессора, но обстоятельства вынудили его спешно бежать от своих «объектов исследования» и укрыться на борту известной нам «Мэри Глостер».
Профессор рассказал сэру Ричарду и о своих принципиальных разногласиях со вздорным сумасбродом профессором Британской академии наук Джорджем Эдуардом, который возомнил, что где-то в Латинской Америке существует затерянный мир, в котором среди реликтовых растений обитают вымершие в остальных местах земли доисторические животные! И даже заключил в присутствии Президента Британской Академии пари – если экспедиция этого «английского Мюнхгаузена» по возвращении продемонстрирует живого птеродактиля, то он, почётный член 10 академий наук, съест собственную шляпу!
Поделился профессор и мистической историей или сказкой, которую один из коллег профессора, выпив лишку, рассказал ему - об одном англичанине, который после кораблекрушения попал на загадочный остров, принадлежащий безумному хирургу-вивисектору Моро, и населенный ужасающими зверо-людьми. Чудом спасшись от преследования этих чудовищ, несчастный биолог был подобран в открытом море проходившим бригом.
Запас удивительных историй чудаковатого француза был бесконечен! Один из его коллег-зоологов рассказывал о том, как он нашёл на крохотном острове близ Мадагаскара гнездо легендарной птицы Эпиорниса и, украв из гнезда яйцо, попытался бежать с острова, но потеряв ориентировку оказался на другом необитаемом острове, на котором и провёл два долгих года наедине с птенцом, выросшим потом в четырёхметровую птицу, начавшую считать несчастного зоолога дичью. Но разум оказался выше инстинктов и зоолог, обливаясь горькими слезами, убил и съел уникальное животное. Спасло его с острова ещё через год британское экспедиционное судно, возвращавшееся из Занзибара в Лондон.
В ответ сэр Ричард рассказал профессору таинственную историю, случившуюся с ним пару недель назад. Возвращаясь из клуба домой после партии в бридж, и наслаждаясь редким для Лондона прекрасным вечером, сэр Ричард был остановлен странным незнакомцем с лихорадочным блеском в глазах, который предложил сэру Ричарду купить у него за сто фунтов алмаз, размером с мячик для гольфа. Здесь же на улице при свете фонаря сэр Ричард проверил камень на стекле «Аптеки» и убедился в его подлинности. Но денег к карманах после неудачного роббера в клубе было не более нескольких шиллингов… Проследовать до особняка сэра Ричарда незнакомец отказался и, выругавшись, растворился в начинающем сгущаться знаменитом лондонском тумане!
Очень заинтересовали профессора история о таинственных и мистических событиях происходивших несколько лет назад в замке друга сэра Ричарда – герцога Кентервильского. Скелеты в потайных комнатах, бестелесный призрак древнего предка в рыцарских доспехах, ржавые цепи, леденящие душу крики и плач, пятно крови, пролитой 300 лет назад…